Кто наживается на кредитах, выданных под муниципальную гарантию?

Таким вопросом задались депутаты думы г.о. Тольятти на комиссии по городскому хозяйству после того, как им предложили внести поправку в изменения бюджета. Суть поправки сводится к следующему: чиновники администрации предложили уменьшить объем субсидий на возмещение затрат по нерентабельным рейсам  МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (далее ТТУ) на 24 млн. 409 тыс. рублей. А вместо этих субсидий выдать банку муниципальную гарантию под очередной кредит для ТТУ на ту же сумму.

Ситуация интересна тем, что ТТУ берет кредиты на пополнение оборотных средств в коммерческом банке ТХБ уже не первый год. И всякий раз городская администрация поручается за предприятие, давая муниципальную гарантию. При этом – вот удивительно! – каждый раз наступает гарантийный случай по договору с банком. И город оплачивает очередной кредит, который вновь не смогло выплатить ТТУ, по причине того, что муниципалитет не выделил предприятию субсидий в необходимом объеме.

Понятное дело, что рано или поздно такая загадочная финансовая схема должна была, как минимум, насторожить депутатов. Что и произошло:  известие об очередном предполагаемом урезании субсидий ТТУ  было встречено с недоверием и возмущением. Известно, что в прошлом году субсидии за перевозку пассажиров на нерентабельных рейсах не были выплачены муниципальным предприятиям полностью, и предприятия оказалось в незавидном положении. Теперь же предлагают еще больше сократить выплаты, а вместо этого – снова гарантия под кредит.

Чиновникам был заданы резонный вопрос: зачем придумывать теневые финансовые схемы с пополнением оборотных средств, если можно напрямую дать деньги – просто в полном размере просубсидировать нерентабельные рейсы, раз уж все равно город так или иначе их оплатит? И при этом не нужно будет выплачивать банку проценты по кредиту. Однако  присутствующие на заседании представители администрации продолжали настаивать на том, что просто так взять и выдать субсидию нельзя. Нужен кредит! При этом, почему нельзя, и зачем непременно кредит, объяснить никто так и не смог. Что неудивительно – объяснить такое действительно сложно.

«Чиновники постоянно говорят, что ТТУ вышло на безубыточный уровень, что там все хорошо. По сути же, начиная с 2015 года, предприятие постоянно берет кредиты на пополнение оборотных средств. Оно вынуждено это делать, так как не получает субсидий в полном размере. Это замкнутый круг. Затем кредит оплачивает администрация,  ТТУ платит проценты, а банк зарабатывает на ровном месте, – говорит депутат Максим Гусейнов. – На комиссии по городскому хозяйству я предложил на комиссии приостановить работу по заключению договора с ТХБ на получение нового кредита и рекомендовать администрации г. Тольятти  в полном объеме выплатить ТТУ субсидии по нерентабельным рейсам в 2017 году.»

В итоге на заседании Думы, которое состоялось на следующий день, 24 мая, при рассмотрении очередных поправок в бюджет г.о. Тольятти вопрос по выдаче муниципальной гарантии под кредит ТТУ и финансированию нерентабельных рейсов был исключен. Чиновники администрации пообещали в течение месяца вернуться к данному вопросу после его дополнительной проработки.