В городской Думе за круглым столом встретились лицом к лицу представители управляющих и ресурсных организаций г. Тольятти.

В условиях извечного противостояния «коммунальщиков» и «ресурсников» подобную встречу в формате круглого стола можно смело назвать прорывом. Как пошутил один из участников мероприятия, «раньше мы встречались либо в полиции, либо в прокуратуре». При этом проблем в сфере ЖКХ, которым и был посвящен круглый стол, предостаточно. И решать их лучше совместно и в рабочем порядке, не дожидаясь вмешательства правоохранителей.

Поэтому в рамках круглого стола и попытались наконец разобраться, почему возникает столько нареканий в адрес управляющих организаций и каковы их истинные причины. Помимо объективного недовольства граждан недостаточно эффективной в ряде случаев работой управляющих компаний , есть моменты, когда УК действительно оказываются в роли без вины виноватых.

Первый – это проблема расчетов между УК и ресурсоснабжающими организациями. Схема проста. Люди оплачивают коммунальные услуги, УК собирает деньги и далее передает их ресурсникам. Однако как ни бейся, 100% с населения не соберешь, злостные неплательщики есть и будут, и постоянно получается около 5% недосбора. Об этом говорит статистика. Но ресурсникам все равно. Они требуют стопроцентной оплаты и обвиняют УК в том, что денег им «не доносят». Следует отметить, что подобные прецеденты действительно есть, но такое происходит далеко не всегда.

Возникшее противостояние выливается в штрафные санкции за пользование чужими деньгами. Но денег-то не собрали, какое тут пользование? При этом у ресурсников в тарифах изначально заложены так называемые «сомнительные долги», по источникам, близким к администрации, они составляют около 3%. Вот за счет их и можно компенсировать недосбор денежных средств с населения. Но этого не происходит, с УК упорно требуют 100%.

Кроме того, при переводе собранных средств на счет ресурсоснабжающих организаций банк взимает с УК 1% от общей суммы. И это чистые потери –возврат этого 1% нигде и никем не предусмотрен. При этом 1% от десятков миллионов рублей немаленькая сумма, которая могла бы пойти на содержание дома.
Выход из положения очевиден: прямые договора между ресурсниками и населением, УК из цепочки исключаются.

Ресурсники не отрицают того, что в состоянии сами собирать денежные средства. Только, со слов участников круглого стола, на такую форму взаимоотношений в массовом порядке перейти невозможно, не хватает законодательной базы. С этим вопросом еще придется разбираться и в дальнейшем. При этом, в Жигулевске, несмотря на аналогичные сложности с законодательной базой, тем не менее, удалось внедрить прямые договора.

Второй интересный момент – штрафы, которые накладываются на УК не за их провинности, которых тоже вполне достаточно, а из-за недобросовестных действий других структур. Например, после протечки кровли дома, случившейся из-за некачественно выполненного капитального ремонта, государственная жилищная инспекция выписала УК штраф в размере 200 тыс. рублей. При том, что кровля находится на гарантии. И штрафные санкции следует адресовать в адрес фонда капитального ремонта и подрядчика, некачественно отремонтировавшего кровлю. Они же и должны выполнять гарантийные работы, поэтому причем здесь УК – совершенно непонятно.

Словом, полемика на круглом столе развернулась жаркая. И несмотря на то, что конкретных решений по принципиальным вопросам принято не было –стороны, что называется, лишь спустили пар – первый шаг к конструктивному диалогу коммунальных служб и ресурсоснабжающих организаций можно считать сделанным. Так что это не последняя встреча такого формата – обсуждения проблем в сфере ЖКХ планируется проводить регулярно – уже для выработки конкретных решений.